Главная АВТОБУСОМ АВТОБУСОМ В КАЗАНЬ КАЗАНЬ. Двухдневный тур. Мечеть Кул-Шариф
Новости туризма:

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть Кул-Шариф – жемчужина современности, загадка истории


Мечеть Кул-Шариф - сейчас уже трудно представить ансамбль Казанского Кремля и облик Казани, в целом, без этого шедевра. Уже с трудом вспоминается, как выглядело здание бывшего Юнкерского училища, а потом – стройка. О той, древней мечети, ученые выдвигают немало гипотез, которые сходят в одном – она была разрушена в 16 веке.
В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости – Кремле - была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Пять столетий тому назад легендарная мечеть украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, была при ней и богатая библиотека. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия.
Уже позднее народ стал называть в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. В 1552 году во время штурма Казани войсками Ивана Грозного сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны, со своими учениками оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена.
По исследованиям доктора архитектуры Н. Халитова, мечеть была ориентирована к сторонам света. Скорее всего, прототип такой конструкции можно искать в деревянном зодчестве Казанских татар, в котором имеются крестчатые планы домов, перекрытых пофронтонно. Таким образом, предполагается довольно сложное происхождение мечети Кул Шариф, воспроизводившей в камне крестчатый план и шатровые формы татарского деревянного зодчества.
Она была двухъярусная и восьмиминаретная. А похожа она на эмирский дворец "Казык Йорты", но превышает его размерами, и украшена куда более изысканно. Восемь минаретов напоминали о восьми провинциях Булгарского государства, купол о власти сеида, месяцы - о всевластии всевышнего.
Профессор Ниаз Халитов, в середине 90-ых годов, когда было начато строительство мечети, украшающей сейчас Казань, рассказывал: «Как точно называлась эта мечеть в древности, мы не знаем. Однако известно, что ее последним имамом был Кул Шариф – не только выдающийся религиозный деятель, но и дипломат, воин, поэт и крупный государственный чиновник. Иначе говоря, наш татарский Ришелье».
По рассказу профессора, когда выбирали место для строительства возрожденной мечети, произошло несколько странных, почти мистических совпадений. Долго спорили, где поставить новое здание. Были предложения строить и там, где раньше находился Преображенский монастырь, и на месте Пушечного двора, и в садике у Благовещенского собора. Пришлось провести опрос, в котором приняли участие 82 эксперта – среди них представители духовенства, политики, архитекторы, художники. Большинством голосов и было выбрано то место, где сейчас стоит мечеть. Причем геологии Кремля никто из опрошенных на тот момент не знал. А структура почвы здесь очень сложная: сплошные карсты, оползни и тому подобные сюрпризы. Но это узнали только потом, после проведения исследований. При этом выяснилось, что все эти трещины – а их десятка два – пролегают вокруг облюбованной площадки, аккуратно обходят то место, где сейчас расположилась мечеть.
«Потом на одной древней гравюре времен Казанского ханства, – говорил Ниаз Халитов, – я увидел на этом месте грандиозное сооружение. Что это было за здание, сегодня сказать нельзя, но оно самое высокое из всех, которые были тогда в кремле. Точно так же самым высоким зданием сейчас является Кул Шариф. И, скорее всего, на этой древней гравюре изображена именно мечеть…»
По словам ученых, Благовещенский собор был возведен на фундаменте мечети Кул-Шариф. Когда-то на территории Кремля было пять каменных мечетей, но ни одна из них не пережила покорения Казани — все они были разрушены до основания. От всей Золотой Орды сохранилось лишь два минарета: в Болгаре и в Касимове, и несколько мавзолеев там же. Есть утверждение, что Собор Василия Блаженного в Москве построен по образцу и подобию мечети Кул-Шариф, и многие авторитетные ученые говорят о правомерности такой теории. Автор собора Постник Яковлев видел и саму мечеть, и процесс ее разрушения, и сделал все, чтобы хоть как-то спасти и возродить шедевр. Да и царь быстро проникся его замыслом — построить в Казани собор по образцу московских, и построить в Москве собор по образцу казанских, таким образом как бы "обвенчав" победителей и проигравших. Благовещенский собор и Собор Василия Блаженного действительно возводились практически одновременно.
Возрождение мечети пришлось на конец 20 столетия. 13 ноября 1995 года Президент республики Минтимер Шаймиев подписал Указ о ее воссоздании. 21 февраля 1996 года в западной части Кремлевского комплекса на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул-Шариф. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.
В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года. Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе "четырехминаретной" идеи архитекторов Ш. Латыпова, И, Сайфуллина, А. Саттарова и М. Сафронова. В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети, авторами которого стали архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров. При сохранении общей композиции комплекса изменился художественный образ всего ансамбля, в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям. Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.
Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф. Купол украшен формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.
Бирюзовые минареты и мраморная отделка снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ. Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.
Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.
Высота четырех больших минаретов - 57 метров, есть еще два малых, центрального купола мечети - 39 метров, его диаметр - 17,5 метров, основание мечети - 22х22 метра. Общая площадь участка, который занимает мечеть - 19 тысяч квадратных метров.
Проектная стоимость комплекса составила более 400 млн рублей. Мечеть строилась на спонсорские, бюджетные средства и пожертвования граждан. Имена всех жертвователей - как частных лиц, их более 35 тысяч человек, так и организаций, более 600, занесены в 5-томную книгу Памяти. Мечеть открыта для посетителей постоянно, но богослужения проходят 2 раза в год по праздникам - Рамазан и Курбан-байрам.
Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, центр мусульманской культуры для всех татар в мире. Комплекс мечети Кул-Шариф стал не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

 

 

 

По материалам сайтаhttp://kazan24.ru

 
Сколько Вы планируете потратить на отпуск в этом году (на человека) тыс.руб.
 

Посетители на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 67 гостей 
Посетители на сайте
Посетители на сайте